4. Содержание
профессионального стандарта педагога
4.1. Часть первая: обучение
Педагог должен:
1.
Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и
работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе,
должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей
профессиональной деятельности.
2.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ
урока).
4.
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные
подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех
учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников;
учеников, для которых русский
язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя
разные формы и методы контроля.
7. Владеть
ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены
в Приложении 1).
4.2. Часть
вторая: воспитательная работа
Педагог
должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы,
используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и
экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для
расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения
безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников
в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников,
независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать
педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в
соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной
организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации
ученических органов самоуправления.
8. Уметь
общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь
находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и
обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события,
развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные
возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой,
спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом
культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции
и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия
родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов
воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с
другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач
духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе,
поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать
детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18.
Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой
положительный вклад.
4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и
профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления
развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их
реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического
и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому
ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные
проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими
педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в
рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов,
дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами
программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить
коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не
принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и
проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов
развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические
подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение
проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду,
знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение
(совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять
психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и
среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики
личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление
совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами)
составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные
программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные
действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире
виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и
толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том
числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные
дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их
социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание
основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с
родительской общественностью |