Под профессиональной
компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается
интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая
его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в
педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю
приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и
нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности
Основные компетенции современного учителя:
1. Уметь
учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные
дыры».
2. Уметь
планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся
(помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты
на языке умений/компетенций).
3. Уметь
мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности,
позволяющие наработать им требуемые компетенции;
4. Уметь
«сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации
деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с
учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
5. Уметь
занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в
разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
6. Уметь
подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее
подходящий для него учебный материал или деятельность.
7. Владеть
проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность
учащихся и руководить ею.
8. Владеть
исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу
обучающихся и руководить ею.
9. Использовать
систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои
достижения и совершенствовать их.
10. Уметь
осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь
организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.
11. Уметь
организовать понятийную работу обучающихся.
12. Уметь вести
занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся
хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый
предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что
собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
13. Владеть
компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Формирование УУД должно выступить
как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию
Формирование УУД происходит в
контексте усвоения разных учебных предметов
Сформированность УУД определяет
эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты
Российская академия образования
Единственный способ улучшить результаты
обучения – повысить педагогические умения учителей
|