1.2.3.3. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное
исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы,
адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы,
релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы,
ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать
адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования
выводы;
• использовать такие математические
методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство
от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример,
индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие
естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ
применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы
получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка
проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение,
использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и
оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать
их основания;
• видеть и комментировать связь
научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении,
распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность
научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как
перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира:
целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое
единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской
деятельности
Проектная
деятельность
|
Учебно-исследовательская деятельность
|
Проект направлен на получение
конкретного запланированного
результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и
необходимого для конкретного использования
|
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области,
формулируются отдельные характеристики
итогов работ. Отрицательный
результат есть тоже результат
|
Реализацию проектных работ
предваряет представление о будущем проекте, планирование
процесса создания продукта и реализации этого плана.
Результат проекта должен быть
точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в
его замысле
|
Логика построения исследовательской деятельности включает
формулировку проблемы исследования,
выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую
экспериментальную или модельную проверку
выдвинутых предположений
|
В решении задач развития
универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную
проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей,
соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование
деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения
задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены
самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора
знаний он становится действительным организатором совместной работы с
обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения
знаниями.
При вовлечении обучающихся в
проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма
организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов
и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение
поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и
оформленной в виде некоего конечного продукта.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в
образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный
(поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной
(практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий
организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный,
метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся
к области деятельности и пр.;
• количеству участников:
индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15
человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный,
городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся
партнёрской сети, в том числе в Интернете);
• длительности
(продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта;
• дидактической цели:
ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности,
обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в
обучении, реализация потенциала личности и пр.
Особое значение для развития УУД в
основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой
самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного
периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток
— автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает
возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших
не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Работая над проектом, подростки имеют
возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы,
связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами — примерно 20%
обучающихся 8—9 классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно
окрашенные темы (например: «Как решать конфликты с родителями», «Как преодолеть
барьеры в общении», «Образ будущего глазами подростка», «Подростковая
агрессивность», «Как научиться понимать человека по его жестам, мимике,
одежде», «Эмоциональное благополучие» и др.).
Одной из особенностей работы над
проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет,
оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка
собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с
информацией, вовремя обратиться за помощью).
Проектная форма сотрудничества
предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией
и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров.
Такая деятель-ность ориентирована на удовлетворение
эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития
соответствующих УУД, а именно:
• оказывать поддержку и
содействие тем, от кого зависит достижение цели;
• обеспечивать бесконфликтную
совместную работу в группе;
• устанавливать с партнёрами
отношения взаимопонимания;
• проводить эффективные
групповые обсуждения;
• обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• чётко формулировать цели
группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих
целей;
• адекватно реагировать на нужды
других.
|