Маркова Анна Павловна, п. Малиновка
Имидж учителя в
свете модернизации и инновационного развития
образования РФ
Национальная образовательная инициатива «Наша
новая школа» предъявляет новые требования не только к системе образования в
целом, но и к личности учителя: «Чуткие, внимательные и восприимчивые к
интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность
школы будущего…». В связи с этим особенно актуальным становится вопрос об
имидже учителя как символическом
образе, создаваемом в процессе
субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного
педагогического процесса. Наиболее значимыми составляющими имиджа педагога
являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств
общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я".
В
современном мире внешнему виду человека придается огромное значение. К
внешности учителя предъявляются более жесткие требования: своим обликом он
должен располагать к себе обучающихся, коллег, родителей. Во внешности учителя
должны отражаться не только его профессиональные качества, но и
морально-нравственные позиции.
Помимо
внешности важными составляющими имиджа педагога являются вербальные и
невербальные средства общения. Речь, жесты, мимика учителя, его положение в
пространстве - все это влияет на восприятие школьников. В связи с этим важную
роль играет точность употребления слов, выразительность и доступность речи,
правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения
звуков, слов, смысл интонации. Жестикуляционная и мимическая выразительность
также имеет высокий воздействующий уровень на учеников и является немаловажной
частью имиджа учителя в целом.
Созданию
положительного имиджа учителя во многом способствует его общественная
активность, участие в различных профессиональных и творческих конкурсах. Следует
отметить, что имидж не должен расходиться
с внутренними установками педагога, должен соответствовать его характеру
и взглядам.
Таким
образом, модернизация и инновационное развитие образования РФ предъявляют к
учителю новые требования, одним из которых является положительный имидж учителя
как гармония внешнего и внутреннего образа, где внутренний образ – это прежде
всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность,
игра воображения, изящество, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в
сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях
публичности; а внешний образ - это игровая подача материала, как на уроке, так
и во внеурочное время, передача своего эмоционального отношения к
действительности, умелая режиссура всего хода урока, а также владение умением
самопрезентации, способность и желание совершенствоваться, двигаться вперед. |